А логика на самом деле есть, и начинается она с Андре Мишлен, который в 1889 году основал известную компанию по производству шин.
В 1900-х годах Андре решил в помощь автомобилистам создать справочник, в котором были собраны автостоянки, сервисы техобслуживания, рестораны и кафе. Последние были помечены звездочками, означавшими на тот момент дороговизну заведения. «Красный гид» весьма успешно распространялся через автозаправки сначала бесплатно, а затем за умеренную цену.
Однако в 1926 году концепция путеводителя была пересмотрена. В справочнике остались только рестораны, получившие трехзвездочный рейтинг по следующей градации:
* — очень хороший ресторан в данном типе кухни
** — отличная кухня, ради которой следует сделать небольшое отклонение от маршрута
*** — потрясающая кухня и авторские блюда, в такое место имеет смысл планировать отдельное путешествие
Звезды сейчас присуждаются не только заведениям, но и шеф-поварам, которые, в случае ухода из ресторана, заберут с собой и награду. Однако сами критерии остаются в строжайшей тайне. Инспекторы посещают рестораны без предупреждения в виде обычного гостя. Для объективной оценки всех параметров визиты осуществляются в часы наибольшей посещаемости.
Один лишь факт упоминания ресторана в Красном гиде, даже без присуждения звезды, является признанием мастерства шефа и может послужить мощным толчком к коммерческому успеху. При этом рестораны не имеют права указывать или как-то упоминать количество присуждённых им звёзд Мишлен. Политика компании состоит в том, что клиент может узнать о количестве звёзд только из самого гида; в случае пренебрежения этим правилом компания оставляет за собой право исключить ресторан из рейтинга.
Для тех, кто подумал, что превращать полноценный справочник в гид исключительно по ресторанному миру было нерациональным решением, сообщаем, что существует «Зеленый гид» — по сути первоначальный вариант путеводителя.
Вот таким образом компания Мишлен является отличным примером успешного ведения различных областей бизнеса.